Школа №27
 A  A  A
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Значение изучения русской агиографии в школьном курсе литературы

Роль литературы и истории в воспитании личности.

Учитель высшей квалификационной категории Назарова Елизавета Юрьевна.

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углублённым изучением литературы, истории и иностранных языков Василеостровского района Санкт-Петербурга им. И.А. Бунина

Духовная культура личности есть отражение культуры общества и показатель уровня его развития, важным проявлением духовно-нравственного развития личности является мера воплощения социально-нравственных ценностей в межличностных отношениях, главными из которых являются гуманность, чуткость, доброта, справедливость, культура и интеллигентность.

В связи с этим в трудах Д.С. Лихачева указывается главная задача современной школы – «формировать экологически чистую личность, которая в своем мышлении, поведении будет исходить из общечеловеческих империалов любви и счастья, веры и надежды, истины и добра, красоты и свободы, чести и достоинства, справедливости и милосердия, взаимопомощи и сострадания».

Сложилось противоречие между декларируемыми в государственных образовательных документах требованиями к уровню духовно-нравственного воспитания, а также к формированию у учащихся понимания цивилизационной миссии государства  и недостаточной разработанностью каких-либо ориентиров, направленных на развитие духовно-нравственной сферы обучаемых.

Предлагаемая программа с надпредметным модулем «Формирование государственности на Руси и духовно-нравственные идеалы модели правления»   обусловлена необходимостью определения учащимися своего места в цивилизационной миссии государства и приобретение ориентиров, направленных на развитие духовно-нравственной сферы  через понимание культуросодержащих текстов древнерусской литературы. Один из тематических блоков программы предполагает изучение древнерусских житийных текстов. На этих образцах представлена духовно-нравственная модель правления. Для разговора о формировании духовно-нравственной модели правления намеренно выбраны не жития, посвящённые святым князьям, а древнерусские тексты, в которых святые показаны в их взаимодействии с мирской властью, потому что в этих текстах прямо высказывается отношение к светской власти. Очевидно, что, анализируя житийную литературу, можно наблюдать развитие представления о связи мирской  и духовной сфер общественной жизни Средневековой Руси.

Житие как жанр принципиально отличается от обыкновенной биографии. Читателю не просто рассказывается о тех или иных событиях жизни святого (подчиняясь канонам, житие представляет собой довольно однообразный, с точки зрения познавательной, жанр), жизнь святого предлагается как образец для подражания, житие становится для читателя тоже своеобразным каноном, по которому необходимо «строить», созидать свою жизнь, свои взаимоотношения  с миром.  Взаимоотношения с миром – это система взглядов и поступков, основанная на мировоззрении. Что значит «взирать на мир»? Это значит видеть себя  в связи с мирозданием (в средневековом сознании - с Богом) – обществом – ближним кругом людей.

Здесь необходимо привести цитату, определяющую отношение Христа к земным, семейным, общественным, связям между людьми.

"Рече Господь: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня... И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 10, 32-33; 37-38; 19, 27-30)" Слова эти Архимандрит Кирилл (Павлов) комментирует следующим образом: «Опять Господь говорит, что мы ради сохранения веры в Него и наследования жизни вечной должны отречься от привязанности к близким и дорогим лицам, если они будут отвлекать нас от Него и исполнения Его заповедей и вводить в искушение. За исполнение этой заповеди Господь обещает и высшую награду в сей жизни (в смысле ощущения духовного удовлетворения и благодушия, душевного наслаждения спокойствием и миром), и жизнь вечную в будущем веке. <…> Не препираясь относительно значения слов, тут надо искать мысль, которая, очевидно, заключается в следующем: интересы будущей жизни должны брать верх над всеми человеческими соображениями: мысль эта согласуется с основой учения Иисуса, тогда как идея отречения от семьи своей была бы отрицанием её.
Разве мы не имеем перед глазами примеры применения этих положений в жертвовании интересами и привязанностями семьи ради отечества? Разве осуждают сына за то, что он покидает отца, мать, братьев, жену, детей, чтобы идти защищать родину? Напротив, не ставится ли ему в заслугу, что он лишает себя радостей домашнего очага и объятий дружбы, чтобы исполнить долг? Существуют, стало быть, обязанности, берущие верх надо всеми прочими. Разве закон не обязывает дочь покинуть родителей, чтобы следовать за мужем? Итак, мы видим, что слова эти … не отрицают заповеди, повелевающей чтить отца своего и матерь свою, не отрицают родительской нежности, если вникнуть в смысл их. Целью их было показать при помощи гиперболы, насколько обязанность заниматься будущей жизнью стоит высоко».
Таким образом, евангельский текст даёт оценку взаимоотношений человека и ближнего круга общения, однако общественная жизнь, взаимодействие церкви и государства требует рассмотрения.

Для анализа намеренно выбраны не жития, посвящённые святым князьям, а те агиографические тексты, в которых святые показаны в их взаимодействии с мирской властью, потому что в этих текстах прямо высказывается отношение к светской власти. Очевидно, что, анализируя житийную литературу, можно наблюдать развитие представления о связи мирской  и духовной сфер общественной жизни Средневековой Руси.

 

«Житие преподобного Сергия Радонежского» - 1этап работы над темой

Задания

1. Прочитайте по любому источнику «Житие». Составить развёрнутый план событий жизни Сергия.

2. С опорой на картины М. Нестерова расскажите о центральных событиях жизни святого. В чём, по-вашему, основная композиционная особенность изображений Сергия?

[Изображается на фоне пейзажа средней полосы России, этот пейзаж является не фоном, а способом создания образа святого, которого художник не мыслит отдельно от простора Родины.]

3. Анализ фрагментов текста «Жития Сергия Радонежского»

Строительство церкви и выбор имени.

Вопросы к фрагменту:

Какие качества (добродетели) преп. Сергия акцентируются в этом фрагменте?

Почему построенная братьями церковь освещается во имя Святой Троицы? Что, кроме прямого сюжетного объяснения, определяет выбор братьев? Что символизирует строительство храма?

[Ш.М.Шукуров в книге «Образ Храма» пишет: «…Образ Храма всегда вбирает в себя все мыслимые и немыслимые основания мироустройства. В этом нет ничего странного, ибо именно в Храме люди находят искомое божественное присутствие как убежище. Убежище от произвола сущего. Земной храм является образом Храма вышнего. <…> Храм есть то, где Человек как таковой встречается с Богом как таковым. Всё это говорит о том, что созидательная деятельность Человека не косвенно, а непосредственно и органично сопряжена со смыслами и формами, исходящими от Храма как такового» [8; 7-8]. Иными словами, Храм всегда является воплощением мировоззрения строящего его Человека. Речь идёт, конечно, не о конкретном человеке – архитекторе, плотнике, художнике – а о них вместе, воплощающих определённое - национальное, религиозное – представление о мире. В данном тексте Преп. Сергий символически воплощает в себе одном общее для этого времени представление о логике мира, явленной в максимально целостном и стабильном образе Святой Троицы.]

Нежелание Сергия принять игуменство; преодоление постоянным трудом «плотских волнений»

Вопросы:

Какие качества (достоинства) Преп. Сергия акцентируются в этих фрагментах?

Появилась ли в этом фрагменте текста новая мысль, выраженная как конкретное указание на то, как должна строиться жизнь человеческая?

Опираясь на предложенные фрагменты текста жития Сергия Радонежского, сформулируйте письменно, каким должен быть образ жизни праведного человека.

[Смирение перед волей Бога и в отношениях с ближними, постоянный труд во благо «процветания места», посвящённого Богу, «чтобы труд его был угоден Богу», молитва и воздержание; «стать гражданином Небесного града и жителем Вышнего Иерусалима» - единственное стремление, «желание быть Игуменом является источником и корнем честолюбия»]

Таким образом, можно утверждать, что текст жития акцентирует необходимость удалиться от взаимодействия с обществом, даже с обществом братьев-единомышленников, ради самосовершенствования. Связи с миром людей могут реализовываться в смиренном служении им, но не в руководстве ими – это прерогатива может принадлежать только Творцу, для человека же это становится корнем честолюбия.

Примечание. Глава «Жития» «Об изобилии всего нужного» может быть использована при изучении лагерной прозы в 11 классе. В частности, возможен сопоставительный анализ данной главы с описанием работы Ивана Денисовича Шухова («Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына), что даст возможность учителю выйти на тему праведности в творчестве этого автора, начав разговор не на уроках, посвящённых рассказу «Матрёнин двор», а раньше, связав персонажей одного автора.

4. Продолжение разговора о Сергии связано уже непосредственно с его взаимодействием с представителем светской власти – князем Дмитрием. Для сопоставительного анализа учащимся предлагаются фрагменты из «Жития Сергия Радонежского» и «Сказания  о Мамаевом побоище».

Сравните тексты, опираясь на следующие вопросы:

1) Рассказывая об одних и тех же событиях, авторы упускают некоторые эпизоды. Какие? Какие фрагменты повествования не совпадают? Как вы думаете почему? Что важно автору жития?

2) Возможно ли взаимодействие государственной власти и Церкви? В каких случаях?

3) Почему преп. Сергий, стремящийся к уходу от всех видов мирской власти, помогает Дмитрию Донскому и его войску?

4) Какие добродетели (достоинства) князя Дмитрия, отмечает и автор жития, и автор «Сказания…»? (необходимо объяснить учащимся не только стилистическую, но и смысловую разницу между словами «добродетель» и «достоинство»: «добродетель» - деятельное добро).

В результате работы над текстовыми источниками и изображениями Сергия Радонежского учащиеся должны увидеть: подвиг одного из величайших русских святых 14 века связан прежде всего с его созидательной деятельностью – постижением книжной премудрости (в сознании средневекового человека связанной с постижением Истины), строительством храма, образованием монастыря, формированием мировоззрения единомышленников. Это Созидание основано на его посвящении Святой Троице как символе Триединого Бога и Триединой Гармонии. Служение государству понято здесь как служение целостному организму, основанному на единстве веры, власти и подвига.  Необходимое понятие Троицы (например, в формулировке С.Аверинцева) может быть предложено ученикам на этом этапе изучения или ранее – в начале разговора о «Житии Сергия Радонежского»): «ТРОИЦА, в христианском богословии бог, сущность Которого едина, но бытие Которого есть личностное отношение трёх ипостасей: Отца безначального Первоначала, Сына – Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисусе Христе) и Духа Святого – «животворящего». …Их единство не есть ни рядоположность, ни слитность, неразличённость личностей… они проницаемы друг для друга лишь благодаря полному личному самостоянию и обладают самостоянием только благодаря полной взаимной прозрачности, ибо эта проницаемость  есть чисто личное отношение любви… Явление трёх Ангелов Аврааму … истолковывается как явление Троицы; так возникает иконографический тип «Троицы ветхозаветной», доведённой до совершенства художником Андреем Рублёвым» [2; 448-449].

 

«Повесть о житии Петра и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма – 2 этап работы над темой

1. Прочтите вступление Ермолая-Еразма. Почему текст жития начинается  с рассуждения о Троице? Какой смысл автор вкладывает в этот образ? Как, по мысли автора, триединство Бога воплотилось в личности человека, сотворённого им?

2. Прочитайте повесть о Петре и Февронии, напишите развёрнутый план, отражающий события, описанные в повести. Рассказывая о событиях земной жизни святых, удобно использовать в качестве иллюстраций клейма иконы.

3. 2 часть «Повести…» рассказывает об исцелении Петра и начале супружеской жизни блаженных Петра и Февронии. Здесь уместно предложить учащимся знакомство с «Домостроем» - своеобразным памятником средневековой мысли.

«Она [книга] повествует о духовном строении, о мирском строении, о домовном строении; в сущности, это и есть, собственно, этика, политика и экономика в традиционной их последовательности. <…>Композиция Домостроя проста, как «Отче наш», которую знают все. «Отче наш, иже еси на небесех» - вот содержание первой части, «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» - вторая, «И остави нам долги наша» (и до конца) – третья. Если ещё короче определить содержание Домостроя – это старинная формула вера – надежда – любовь и как бы вместе – мать их София, премудрость Божия и житейская», - пишет Колесов [5; 10]. И далее: «Триипостастность «государя» Дома отражает троящийся в сознании средневекового человека мир… Только совместно муж и жена составляют Дом. Без жены мужчина не является социально полноправным членом общества, он остаётся при другом, отцовском, Доме. Функции мужа и жены распределены согласно старинной правовой формуле: слово и дело. Последнее слово всегда остаётся за государем, но делом в доме занимается государыня (сударыня)» [5;16-17].

Можно утверждать, что на этом этапе Ермолай-Еразм показывает, как, отказываясь от гордыни (болезни), преодолевая соблазны личины, Пётр приобщается истинному представлению о личности, являющей богоподобие человека. Становление личности продолжается и далее – 3 часть «Повести …» рассказывает о княжении благоверных Петра и Февронии.

4. Перечитайте часть 3.  Какие ценности прославляет Ермолай-Еразм, говоря о времени правления в Муроме Блаженных князей Петра и Февронии? Что важно  в личностях героев? Что важно для благочестивого правления? Сопоставьте добродетели блаженных князей и князя Дмитрия Донского, изображённого в «Житии Сергия Радонежского». Результат сопоставления письменно сформулируйте.

5. Читая финальный эпизод земной жизни святых, обратите внимание на средства создания художественного образа – что делает перед смертью святая Феврония? Для чего автор останавливает внимание читателя на том, что успела и что не успела вышить героиня? Какие слова являются ключевыми в описании её действий? Почему показано именно это действие?

На заключительном этапе изучения текста заполняется таблица


 

Части текста «Повести о житии…»

Этапы становления личности

 

 

Вступление Ермолая-Еразма:

 

«Царство небесное внутри вас»

муж = человек, мужчина, супруг

личность

Разум – отец Слова

Слово - посланный Сын

Дух Святой

 

1 часть

Личина – поражённость Петра гордыней: «Князь же Пётр с пренебрежением отнёсся к словам её и подумал: «Ну как это можно – князю дочь древолаза взять себе в жёны!»»

 

 

 

2 часть

Семья – супружество – обретение лица

Муж – Разум и Слово

 

Дух

 

Жена – деятельная гармония мира, Дело, София

«Где двое или трое собраны во Имя Моё, там Я между них»

«Царство небесное между вами»

3 часть

Княжество - лицо

«чадолюбивые отец и мать»

«были истинными пастырями, а не наёмниками»

4 часть

Иночество

«Где двое или трое собраны во Имя Моё, там Я между них»

«Царство небесное между вами»

Обретение лика

 

Начиная повесть с обращения к фольклорному образу «мудрой девы», Ермолай-Еразм и в финале обращается к древнему, фольклорному, архитипическому образу: вышивание волшебного ковра, ткачество – фольклорная сказка понимала как создание мира (например, в сказках о Царевне-лягушке испытание умений жён связано с необходимостью соткать – вышить – волшебный ковёр). Интересно, что Феврония (Ефросиния) вышивает на воздухе лик святого – так совместными нравственными усилиями созидается (вышивается) лик святого Петра (Давида). Эпизод приобретает в контексте повести чрезвычайное значение: Ермолай-Еразм, начиная повесть словами о целостности и триединстве человеческой сущности, возвращается в финале к этой мысли – перед читателем разворачивается история о сотворении богоподобного лика святого. Через преодоление болезни (поражённости гордыней; сравните: Пётр отказывается жениться на деве, не соответствующей ему по социальному положению  - бояре, не желают княгини, не соответствующей по социальному статусу); через обретение лица – в семейной и  государственной жизни (в тексте повести семейная и государственная жизнь показаны как стороны одной сущности – «чадолюбивые отец и мать»); к обретению лика – уход в монастырь оказывается возможным, когда земное назначение выполнено, когда испытания пройдены и ясен ход формирования личности (вышитый лик – символ созданности - сформированнности).

«Житие протопопа Аввакума» - третий этап работы

1. Начинать работу над сложнейшим текстом «Жития протопопа Аввакума» логично с пространной исторической справки. Историко-культурологический материал о времени правления царя Алексея Михайловича, о расколе и деятельности патриарха Никона, о старообрядчестве учитель легко может найти как в учебниках по древнерусской литературе, так и в специально написанных об этом времени книгах. Думается, что самой правильной формой работы учащихся на этом этапе может стать подготовка электронной презентации. Может работать как один интересующийся ученик, так и коллектив авторов (зная особенности класса, учитель самостоятельно определит степень трудности и объём задания).

2. Текст «Жития…» начинается с рассуждений Аввакума о Святой Троице.

Учащимся предлагается разобраться в смысле веры, преодолев сопротивление древнерусского текста. Совместно с учителем, последовательно объясняя непонятные современному читателю слова и грамматические конструкции, учащиеся формулируют представление о Святой Троице протопопа Аввакума: Троица едина, свойства Отца, Сына, Духа Святого – одни и те же свойства, но единство не обозначает слиянности («ниже сливающе составы, ниже разделяюще существо»). Адам (человек) создан для воплощения в нём Бога («И паки рече: о единородный мой! о свете мой! о сыне и слове! о сияние славы моея! аще промышляеши созданием своим, подобает ти облещися в тлимаго человека, подобает ти по земли ходити, плоть восприяти, пострадати и вся совершити. И отвеща другий: буди, отче, воля твоя. И посем создася Адам») таким образом, человек представляется средством воплощения  («вочеловечения») Бога.

3. Мученическая смерть Аввакума – результат борьбы с церковной реформой, проведённой патриархом Никоном, и царской властью, одобрившей, поддержавшей эту реформу. Однако известно, что отношения Аввакума с властью не были одинаковыми на протяжении всей его жизни. Учащимся предлагается для анализа эпизод пребывания Аввакума в Москве («Таже в Москве приехал, и, яко ангела божия, прияша мя государь и бояря, - все мне ради. <…>Да и ныне оне не лихи до меня; дьявол лих до меня, а человеки все до меня добры. Давали мне место, где бы я захотел, и в духовники звали, чтоб я с ними соединился в вере; аз же вся сии яко уметы вменил, да Христа приобрящу, и смерть поминая, яко вся сия мимо идет»)

Что замечает Аввакум в обращении с ним царя и московских бояр? Смирение ли звучит в словах Аввакума? Каким чувством проникнуты его слова об этом периоде жизни? Даёт  ли что-нибудь автору моральное право испытывать эти чувства? Каково отношение автора к людям, гонящим его? Постарайтесь найти в тексте «Жития…» схожие оценки поступков людей. Как такое отношение к людям связано с мыслью о цели сотворения человека?

(Выраженная в данном фрагменте мысль: «Да и ныне оне не лихи до меня; дьявол лих до меня, а человеки все до меня добры», - является мотивом текста «Жития…». На этой мысли интересно остановиться, говоря в 11 классе о рассказе А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: главный герой, глазами которого мы смотрим на мир лагеря, сочувствует замёрзшим конвоирам, не испытывает к ним злобы, часто иронизируя, подобно Аввакуму.)

4. Прочитайте ещё один фрагмент:

«Паки реку московское бытие. <…> Да и повезли на Мезень, Надавали было кое-чево во имя Христово люди добрые много, да все и осталося тут; токмо с женою и детьми и с домочадцы повезли. А я по городам паки людей божиих учил, а их, пестрообразных зверей, обличал. И привезли на Мезень».

Опираясь на приведённый фрагмент и другие части текста, расскажите о мировоззрении автора. Необходимо напомнить, что разговор о мировоззрении предполагает, как минимум, выражение взгляда на себя – людей (семью, общество, государство) – Бога. В чём Аввакум видит свою миссию? Как это сознание миссии определяет его отношения с мирской властью?

В «Житии протопопа Аввакума» отчётливо звучит мысль о невозможности служения неправой власти; нравственный выбор героя – автора осуществляется в пользу служения Богу и Истине. Предательство Истины – предательство смысла прихода человека в мир, поэтому гибель телесная, уподобляющая святым мученикам прошлого принимается не с покорностью даже, как акт утверждения смысла жизни Человечества в целом. Следствием такого отношения к себе и своей миссии становится конфликт не только с мирской, но и церковной властью, поддерживающей нечестивые замыслы владык мира сего…

С.Аверинцев пишет: «В Евангелие есть слова Христа, перевод которых не совсем ясен, ибо их можно перевести двояко. Традиционный перевод, в возможности которого нет никаких сомнений — «Царство небесное внутри вас». Это значит: в душе, в сердце праведного человека, где перестали властвовать злые страсти и властвует один Бог, признается только Его царственная власть. Но слова Христа могут означать нечто чуть-чуть иное, сказанное ученикам; «Царство Божие между вами» (то есть — в ваших межличностных отношениях, как сказано в другом месте Евангелия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»). Но как бы это ни понимать, в обоих случаях это — прорыв Царства Божия, царства правды, благодати, истинных авторитетов взамен ложных; прорыв, который наступает во времени» [1;295]. Все три представленные для рассмотрения текста так или иначе трактуют эти слова: обретя Царство Божие внутри, Сергий Радонежский созидает его между людьми; последовательно проходят этим путём Пётр и Феврония Муромские; увидев невозможность Царства Божия между людьми, Аввакум приходит к мысли о том, что «не в брёвнах, а в рёбрах церковь». Так на излете средневековой русской литературы замыкается круг – Сергий Радонежский строил церковь из брёвен…

***

Анализируя житийную литературу, можно наблюдать развитие представления о связи мирской  и духовной сфер общественной жизни Средневековой Руси. Так в «Житии Сергия Радонежского» (жил ок. 1318, 1322 – 1392 гг.; житие написано в 1417 – 1418 годах его учеником Епифанием Премудрым) читателю эталонным показано поведение Святого, на протяжении всей жизни отказывающегося от каких бы то ни было проявлений власти собственной, сознательно уходящего в физическом и нравственном труде от мирских забот и искушений. Однако обращение к нему Дмитрия Донского с просьбой о молитвенной помощи вызывает у Святого живое соучастие – оба борются за национальную и религиозную самостоятельность Отечества (а не государства) – правое дело достойно и внимания, и благословения, и помощи святого. В «Сказании о Мамаевом побоище» мысль о помощи Бога войску Дмитрия получает дальнейшее развитие – это единственный источник, рассказывающий о духовном и воинском подвиге монахов Пересвета и Ослабли, по благословению Сергия участвующих в сражении.

Следующим этапом становится осмысление жития Петра и Февронии Муромских (Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно. Святые, канонизированы в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Перед читателем развивается сюжет, показывающий духовный рост героев, особенно Святого князя (через преодоление личной гордыни, через служение людям – семье и городу как другому воплощению семьи – к служению ближним в широком, христианском смысле, иноческий подвиг и обретение лика святого в не государственном, а молитвенном служении). Так испытание мирской властью становится этапом на пути обретения полноты богоподобия в становящейся личности.

Особое место занимает «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (Протопоп Аввакум, Аввакум Петрович Кондратьев; 1620 или 1621, Григорово, Княгининский уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель.), очевидно, соотносимое с историями реальных жизней Новомучеников Российских. Открытое противостояние неправедной власти, открытость выражения нравственной и политической позиции – новый этап отношений религиозного подвижника и власти.

Все три текста объединены образом Святой Троицы, становящейся и знаком истинности веры, и знаком гармонического единства Человека, Людей и Мира, отказ от которого ведёт как к личному нравственному падению, так и к падению устоев Государства. Малая русская церковь – семья  - и государство, строящееся на смирении перед властью высших сил, нелюбостяжательстве и любви к ближнему – вот идеал общественных взаимоотношений, определённых древнерусской литературой.

***

Кроме воспитательной цели, связанной с формированием ценностных ориентиров  в сознании учащихся изучение древнерусской агиографии призвано решать и чисто прикладную задачу подготовки к ЕГЭ, одно из заданий которого предполагает осознание взаимосвязей произведений русской литературы. Относительно молодая русская литература, «вызревая» в течение семи веков средневековья, определила как проблемы, стоящие перед личностью, так и пути решения многих их них. Аллюзии к произведениям агиографической литературы дают возможность на другом, более глубоком уровне прочитать произведения русской литературы 19-20 веков

Тема

19 век

20 век

Семья как малая русская церковь – «Повесть о житии Петра и Февронии Муромских»

Семья как сфера формирования нравственности и определения общественных отношений: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», Л.Н.Толстой «Война и мир»,

Д.И.Фонвизин «Недоросль», М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»  

И.А. Бунин «Чистый понедельник»,     М.А. Булгаков «Белая гвардия»,

Жизненный путь как путь духовного самосовершенствования – «Житие Сергия Радонежского», отказ от притязаний на власть ради духовного роста; труд физического созидания как внешнее проявление труда духовного

Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,  «Идиот», Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»

А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» -приятие земного страдания во имя сохранения богоподобия личности

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,  «Идиот»

А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

 

Тематические связи с литературой Нового времени могут быть представлены следующей схемой:

 

image001 

Список использованной литературы.

1. Аверинцев С. С. Другой Рим: Избранные статьи. СПб., 2005.

2. Аверинцев С.С. Собрание сочинений /Под ред. Н.П.Аверинцевой и К.Б.Сигова. София – Логос. Словарь. – К., 2006.

3. История русской литературы X – XVII веков: Учеб.пособие для студентов /Л.А. Дмитриев, Д.С.Лихачёв, Я.С.Лурье и др.; Под ред. Д.С.Лихачёва. - М.: Просвещение, 1979.

4. Кожурин К.Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру.- М.: Молодая гвардия, 2011.

5. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 книгах. Кн.3: Быт и бытие. – СПб.: 2004.

6. Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени / Д.С.Лихачёв. – Спб., Logos, 2007.

7. Охотникова В.И. Древнерусская литератра:Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений  /Под ред. О.В.Творогова. – М.: Просвещение, 1997.

8. Шукуров Ш.М. Образ Храма. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.