Школа №27
 A  A  A
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Образование: высшее

Ученое звание и степень отсутствуют

Квалификационная категория: нет

Данные о повышении квалификации: Навыки оказания первой помощи (АНОДПО «Технологии Спасения», 13.06.2017),  "Профессионально-педагогическая компетентность эексперта единого государственного экзамена по русскому языку" (Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга "Региональный центр оценки качества и информационных технологий", 30.06.16), "Профессионально-педагогическая компетентность эексперта единого государственного экзамена по литературе" (Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга "Региональный центр оценки качества и информационных технологий", 30.06.16)

Общий стаж: 25 лет

Стаж по специальности: 25 лет

Cтаж работы в учреждении – 10 лет

Опыт работы

Представление опыта работы

Человеку, чтобы чувствовать себя благополучно, необходимо отчётливо представлять себе своё место в мире, определяясь в категориях верхнего и нижнего, правого и левого… Самые древние цивилизации такую систему координат связывали с образом мирового древа; каждая из религий своё представление о мире выразила в организации внешнего и внутреннего пространства храма. Задачей образования мне представляется формирование в сознании учащегося образа мира и образа себя в мире. Ведь этим и отличается ОБРАЗованный человек от эрудированного – не количеством знаний, а их системностью.    
1. «Задача  новояза  - сузить горизонты мысли… В конце концов мы сделаем мыслепреступление попросту невозможным  - для  него  не  останется  слов. Каждое необходимое понятие будет выражаться одним-единственным  словом,  значение  слова  будет  строго  определено,  а побочные значения упразднены и  забыты. С каждым годом все меньше и меньше слов, все yже и yже границы  мысли. Революция завершится тогда, когда язык станет совершенным», - размышляет герой Дж. Оруэлла в романе «1984». Действительно, язык и речь,  являясь важнейшими инструментами мышления и познания, необходимы человеку для формирования образа мира. Понятие речевой среды появилось в методической литературе в контексте образования дошкольников. Т.к. «складывающаяся стихийно речевая среда… может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для общего психического развития и неблагоприятной», возникает «…необходимость организации искусственной речевой среды».  
(Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичевой, В.К.Лотарева "Методика развития речи детей дошкольного возраста"). В 2009 году школа стала победителем конкурсного отбора среди государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, внедряющих инновационные проекты. Победу школе обеспечил инновационный проект «Создание развивающей речевой среды». Я руководила разработкой и реализацией проекта. Сегодня этот проект «вырос» в тему, над которой ГБОУ №27 работает, являясь опытно-экспериментальной площадкой районного уровня: «Развивающая речевая среда как основа формирования ключевых компетентностей учащихся».
Курируемая мною в ГБОУ №27 ОЭР имеет самые разнообразные формы. В рамках классно-урочной системы она начинается с использования методики проведения тематических словарных диктантов и получает своё развитие при использовании технологий исследовательской и проектной деятельности. Так как главная особенность проекта  - его практическая направленность, на разных возрастных этапах проекты носят разный характер и отличаются разным объёмом материала: это и исследования в области литературы у старшеклассников, и оформление выставки рисунков, посвящённых одной литературной теме, школьниками 5-х классов.
Естественно, проект отличается большей масштабностью, чем обыкновенное домашнее задание по любому предмету, прежде всего, это связано с интеграцией учебных предметов. Об интеграции необходимо говорить особо.
2. Вряд ли можно стать хорошим скульптором, не зная особенностей мрамора как материала, или хорошим архитектором, не зная законов распределения веса по опорной конструкции. Но этих знаний недостаточно, чтобы устойчивое здание стало моделью мира, произведением искусства. К сожалению, приходится признать, что какой бы образовательный маршрут ни выбирал современный школьник, подавляющее большинство школьных дисциплин  развивают левое полушарие мозга, тренируя навыки анализа и синтеза, но очевидно, что гармоническая личность вырастает, когда ей открыты и логический, и интуитивный методы познания. Образное, художественное познание формируются в процессе изучения и восприятия искусства.
Такие предметы, как музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура по удельному весу в современной школьной системе не могут соперничать с математикой, физикой, географией. Таким образом, в ряду школьных предметов именно литература берёт на себя ответственность за формирование гармонической личности. Исследовательская деятельность учащихся и учителя помогают понять, что объектом изучения на уроках литературы является не мозаика имён, дат, произведений, а система развития историко-литературного процесса, связанного логикой формирования и реализации философских учений, последовательность и взаимосвязь приёмов кодирования и  дешифровки человеческой мысли
Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ), технология творческих мастерских, технологии проектной деятельности – то, что помогает сегодняшнему учителю литературы в формировании художника и развитии системного мышления.
Именно проекты, связанные с интеграцией учебных предметов способствуют тому, что строительный материал – те или иные речевые явления – начинают участвовать в строительстве – формировать образ мира в сознании учащегося.
Среди больших проектов, над которыми сейчас ведётся работа: «…Сочетанье прекрасного и вечного…» (методика преподавания в школе творчества Бунина). В рамках работы над проектом традиционно проводится семинар, посвящённый дню рождения Бунина, который в этом году был посвящён связям его творчества с традициями русской литературы.
3. Какие бы совместные усилия ни были приложены Мастером и Художником, Храм останется просто красивым зданием, если не наполнится смыслом и светом Истины. Какой бы предмет ни преподавал учитель, он должен понимать, что воспитание личности под его влиянием всё равно происходит, даже если он сознательно к этому не стремится. Поэтому необходимо формированием нравственности заниматься осознанно. Литература в этом смысле даёт учителю чрезвычайно широкие возможности. Ведь художественный образ гораздо сильнее воздействует на личность, чем любое нравоучение, и восприятие авторской точки зрения – пусть спорной – побуждает к размышлению. Так, в прошедшем учебном году была завершена работа над программой по литературе с надпредметным модулем «Формирование государственности на Руси и духовно-нравственные идеалы модели правления». Программа получила высокую оценку на городском  и региональном этапах Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Подводя итоги, хочется вспомнить очень точно сформулированную Борисом Пастернаком формулу: «… И образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство», формулу, которая, вероятно, наиболее точно формулирует сферы деятельности сегодняшнего учителя-словесности.

 

 001 001