АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о результатах инновационной деятельности
за период с апреля 2011 по апрель 2014
Полное наименование образовательного учреждения:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углублённым изучением литературы, истории и иностранных языков Василеостровского района Санкт-Петербурга им. И.Бунина
Руководитель ОУ:Филиппова Светлана Анатольевна
Инновационный статус ОУ: РОЭП
Тема: «Развивающая речевая среда как основа формирования ключевых компетенций учащихся»
Этап работы:итоговый – оформление инновационного продукта
Научный консультант:Малкова Юлия Владиславовна, к.ф.н. , АППО
Контактный телефон ОУ:323-77-58
Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
1. Описание этапа инновационной деятельности в соответствии с Программой ОЭР.
Перечень мероприятий (2013-2014 уч. г.)
· 22 октября 2013 года
Традиционно проводимый на базе ГБОУ №27 районный семинар, посвященный дню рождения И.А. Бунина. Тема 2013 года «Иван Бунин и писатели русского зарубежья».
· 15-16 ноября 2013 г
Международная конференция «Образовательная среда в условиях модернизации системы образования: региональный аспект»(организаторы - Ассоциация «Университетские Образовательные Округа», СОГБОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов имени Кирилла и Мефодия»)
Место проведения - г. Смоленск. Выступление Розмысловой Л.В.
· 20 января 2014 года
Публичный отчёт о работе музейной экспозиции «Иван Бунин: города, события, встречи». Выход Городской аттестационной комиссии ГМО руководителей школьных музеев Санкт-Петербурга СПб ГБОУ ЦО «СПб Городской дворец творчества юных».
· 27-29 марта 2014 года
VIII международная научно-практическая конференция университетских округов «Миссия университетских округов в сохранении национальной культуры»
Место проведения - г. Москва. Выступления Розмысловой Л.В., Назаровой Е.Ю., ученицы 10 «А» Полянской А. – представление опыта работы школы и, в частности, школьного музея.
· 29 апреля 2014 года
Публичный отчёт о работе экспериментальной площадки районного уровня
Перечень мероприятий (2011-2013 г.)
· 22 октября 2011 - Семинар «Сочетанье прекрасного и вечного», посвящённый дню рождения Ивана Алексеевича Бунина
· 21 ноября 2011 - Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы филологического образования в школе и вузе» (Волховский филиал РГПУ им. А. И. Герцена.Ассоциация «Университетские образовательные округа»), тезисы выступления Розмысловой Л.В. «Коннотативно окрашенная лексика как отображение и сохранение ментальности культуры» опубликованы в сборнике конференции.
· 2 февраля 2012 г. - Всероссийский проект «Талантами измеряются успехи цивилизации» (в рамках клуба «Учитель года»): мастер-классы для учителей Петербурга и др. регионов России. Открытый урок Розмысловой Л. В. на тему: «Интерпретация авторской позиции в иллюстрациях Кукрыниксов, Ю. Норштейна и С. Бродского (по повести Н.В.Гоголя «Шинель»)»
· 23 марта 2012 – Круглый стол для слушателей годичных курсов АППО. Представление опыта преподавания литературы и русского языка – Бессмертнова А.П., Назарова Е.Ю.
· 28 марта 2012 - Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и образование: междисциплинарный аспект» (Волховский филиал РГПУ им. А.И.Герцена. Ассоциация «Университетские образовательные округа»). Тезисы выступлений опубликованы в сборнике Конференции: Розмыслова Л.В. «Миссия учителя-словесника в современном образовательном пространстве»; Шаркова О.А. «Экскурсионный урок как возможность включения учащихся в пространство школьной музейной экспозиции»; Горский М.Г. «Использование инновационного опыта с целью повышения квалификации учителей».
· 27-29 апреля 2012 – Конференция «Интеллектуальное возрождение» - тезисы всех работ опубликованы в сборнике конференции: Розмыслова Л.В. «Исследовательская деятельность. Опыт работы ГБОУ №27»
· Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя». Розмыслова Л.В., Назарова Е.Ю. (Программа по литературе с надпредметным модулем «Формирование государственности на Руси и духовно-нравственные идеалы модели правления») награждены дипломом 1 степени Санкт-Петербургского (городского) этапа в номинации «Лучшая инновационная разработка года» (июнь 2012); диплом 3 степени Северо-Западного (регионального) этапа (ноябрь 2012); участники Рождественских чтений в Москве (январь 2013).
· Розмыслова Л.В. участник Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в мае 2013 (городской этап) с программой духовно-нравственного развития школьников
· 22 октября 2012 Городской семинар, посвященный дню рождения И.А. Бунина « «Сияющий полдень… духовного опыта» (В.Вейдле): традиции русской литературы в творчестве И.А. Бунина»
· VII международная научно-практическая конференция Ассоциации Университетских округов «Воспитание личности в образовательном пространстве Университетского округа» 28-29 марта 2013 г. (Воронеж): выступления и публикации –
Розмыслова Л.В., Назарова Е.Ю. «Роль литературы и истории в воспитании личности и миссия преподавателя в формировании гражданина России XXI века (из опыта работы ГБОУ №27 им. И.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга);
Розмыслова Л.В. «Условия достижения положительного результата в выработке метаценностей в поликультурном образовательном пространстве»;
Назарова Е.Ю. «Значение изучения русской агиографии в школьном курсе литературы»
Организация деятельности по выпуску педагогическими работниками издательско-печатной продукции
Статьи
Назарова Е.Ю. Теория и практика инновационного обучения. Создание развивающей речевой среды в образовательном учреждении с углублённым изучением гуманитарных предметов.// Университетские округа и перспективы развития отечественного образования: материалы всероссийской конференции, Санкт-Петербург, 26 – 27 апреля 2011 г. – Санкт-Петербург, Университетские Образовательные Округа, 2012.
Назарова Е.Ю. Образ Парижа в поздней прозе Бунина. // Россия и Запад: пространство культур: материалы международной конференции, Санкт-Петербург, 20-23 мая 2011 г. – Санкт-Петербург, Университетские Образовательные Округа, 2012.
Розмыслова Л.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся. Из опыта работы ГОУ №27 с углублённым изучением истории, литературы и иностранных языков// Материалы научно-практической конференции: Университетские округа и перспективы развития отечественного образования. Университетские Образовательные Округа. 2011 (26-27 апреля).
Розмыслова Л.В. Педагогические условия адаптации полиэтнических классов к гуманитарным текстам. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011 (июль-август).№4 (18). С.387-391.
Розмыслова Л.В. Коннотативно окрашенная лексика как отображение и сохранение ментальности культуры// Материалы научно-практической конференции: Университетские округа и перспективы развития отечественного образования. Университетские Образовательные Округа. 2011 (21-22 ноября).
Розмыслова Л.В. Православная концептосфера русской литературы как выражение цивилизационной миссии России // Материалы научно-практической конференции: Россия и Запад: пространство культур. Университетские Образовательные Округа. 2011 (20-23 мая).
Розмыслова Л.В. Миссия учителя-словесника в современном образовательном пространстве // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Филология и образование: междисциплинарный аспект» (Волховский филиал РГПУ им. А.И.Герцена.Ассоциация «Университетские образовательные округа»).2012
Шаркова О.А. Экскурсионный урок как возможность включения учащихся в пространство школьной музейной экспозиции// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Филология и образование: междисциплинарный аспект» (Волховский филиал РГПУ им. А.И.Герцена.Ассоциация «Университетские образовательные округа»).2012
Горский М.Г. Использование инновационного опыта с целью повышения квалификации учителей// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Филология и образование: междисциплинарный аспект» (Волховский филиал РГПУ им. А.И.Герцена.Ассоциация «Университетские образовательные округа»).2012
Розмыслова Л.В., Назарова Е.Ю. «Роль литературы и истории в воспитании личности и миссия преподавателя в формировании гражданина России XXI века (из опыта работы ГБОУ №27 им. И.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга) // Материалы VII международной научно-практической конференции Ассоциации Университетских округов «Воспитание личности в образовательном пространстве Университетского округа» 28-29 марта 2013 г. (Воронеж);
Розмыслова Л.В. «Условия достижения положительного результата в выработке метаценностей в поликультурном образовательном пространстве» // Материалы VII международной научно-практической конференции Ассоциации Университетских округов «Воспитание личности в образовательном пространстве Университетского округа» 28-29 марта 2013 г. (Воронеж);
Назарова Е.Ю. «Значение изучения русской агиографии в школьном курсе литературы» // Материалы VII международной научно-практической конференции Ассоциации Университетских округов «Воспитание личности в образовательном пространстве Университетского округа» 28-29 марта 2013 г. (Воронеж).
Пособия
Назарова Е.Ю. Розмыслова Л.В. Преподавание древнерусской литературы в школе:Программа по литературе с надпредметным модулем «Формирование государственности на Руси и духовно-нравственные идеалы модели правления», 2013
Розмыслова Л.В. «Англо-американская литература: программа элективного курса по литературе», 2013
Розмыслова Л.В. Импрессионизм как творческий метод Бунина: программа работы художественно-лингвистической лаборатории, 2014
2. Система управления инновационной деятельностью.
Локальные акты, регламентирующих деятельность ОУ в ходе опытно-экспериментальной работы, - это преимущественно приказы по школе, определяющие ответственность за проведение масштабных мероприятий на базе ОУ и участие работников школы в конференциях; особая группа – приказы, связанные с созданием и функционированием музейной экспозиции как центра организации исследовательской работы в школе:
ПРИКАЗ№ 58.1 от 16.12.2010г.«О создании музейной экспозиции»
ПРИКАЗЫВАЮ:
На основании решения Санкт-Петербургской межведомственной комиссии по наименованиям (Топонимической комиссии) от 10.12.2010 (протокол № 2) о присвоении ГОУ средней общеобразовательной школе № 27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков Василеостровского административного района Санкт-Петербурга имени И.А.Бунина
организовать в школе литературно-краеведческую музейную экспозицию «Иван Бунин: города, события, встречи»;
ответственным за создание музейной литературно-краеведческой экспозиции
назначить педагога дополнительного образования (музейного педагога) Шаркову О.А.
ПРИКАЗ№ 41.1 от 20.04.2011«Об открытии литературно-краеведческой музейной экспозиции»
В связи с присвоением ГБОУ средней общеобразовательной школе № 27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков Василеостровского района Санкт-Петербурга имени И.А.Бунина
ПРИКАЗЫВАЮ
провести торжественное открытие литературно-краеведческой музейной экспозиции «Иван Бунин: города, события, встречи» 12.05.2011 года;
ответственными за проведение мероприятия назначить заместителя директора по углубленному изучению литературы Назарову Е.Ю., заместителя директора по ВР Бессмертнову А.П., педагога дополнительного образования Шаркову О.А.);
организовать проведение обзорной экскурсии по экспозиции для приглашенных гостей (отв. Шаркова О.А.).
ПРИКАЗ№ 7.1 от 12.09.2011г.«О проведении районного семинара»
В соответствии с планом работы школы
ПРИКАЗЫВАЮ:
В рамках деятельности школы как экспериментальной площадки районного уровня провести 22.10.2011г. районный семинар, посвященный Дню рождения И.А.Бунина. Мероприятия семинара соотнести с опытно-экспериментальной работой по теме «Развивающая речевая среда как основа формирования ключевых компетенций учащихся»
Для подготовки районного методического семинара сформировать творческую группу в составе
преподавателей русского языка и литературы:
Назаровой Е.Ю., Дмитриевой А.Ф., Розмысловой Л.В., Волковой Н.С., Корзовой Е.В., Бессмертновой А.П.
педагогов дополнительного образования:
Шарковой О.А.
зам.директора:
Назаровой Е.Ю.
Возложить ответственность за создание и проведение экскурсии «Страницы истории старинной гимназии» на педагога дополнительного образования Шаркову О.А.
Возложить ответственность за проведение экскурсии по музейной экспозиции «Иван Бунин: города, события, встречи» на педагога дополнительного образования Шаркову О.А.
Контроль за исполнением приказа возложить на зам. директора Е.Ю.Назарову
ПРИКАЗ№ 12.1 от 21.09.2012 г.«О проведении районного семинара»В соответствии с планом работы школы
ПРИКАЗЫВАЮ:
В рамках деятельности школы как экспериментальной площадки районного уровня провести 22.10.2012г. районный семинар, посвященный Дню рождения И.А.Бунина. Мероприятия семинара соотнести с опытно-экспериментальной работой по теме «Развивающая речевая среда как основа формирования ключевых компетенций учащихся»
1. Для подготовки районного методического семинара сформировать творческую группу в составе
преподавателей русского языка и литературы:
Назаровой Е.Ю., Дмитриевой А.Ф., Розмысловой Л.В., Волковой Н.С., Корзовой Е.В., Бессмертновой А.П.
преподавателей английского языка:
Гвоздевой Н.В., Завирской И.В.
педагогов дополнительного образования:
Гайдуковой Е.В., Шарковой О.А.
преподавателей истории и обществознания:
Арсентьевой Е.Б., Поринца Ю.Ю., Пешехоновой Г.А.
зам.директора:
Олейниковой Л.П., Зорич К.А.
2. Возложить ответственность за создание и проведение экскурсии «Страницы истории старинной гимназии» на педагога дополнительного образования Шаркову О.А.
3. Возложить ответственность за проведение экскурсии по музейной экспозиции «Иван Бунин: города, события, встречи» на педагога дополнительного образования Шаркову О.А.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на зам.директораЕ.Ю.Назарову.
ПРИКАЗ№ 6.1 от 12.09.2013г.«О проведении районного семинара»
В соответствии с планом работы школы
ПРИКАЗЫВАЮ:
В рамках деятельности школы как экспериментальной площадки районного уровня провести 22.10.2013 г. районный семинар, посвященный Дню рождения И.А.Бунина. Мероприятия семинара соотнести с опытно-экспериментальной работой по теме «Развивающая речевая среда как основа формирования ключевых компетенций учащихся»
1. Для подготовки районного методического семинара сформировать творческую группу в составе
преподавателей русского языка и литературы:
Назаровой Е.Ю., Дмитриевой А.Ф., Розмысловой Л.В., Волковой Н.С., Корзовой Е.В., Бессмертновой А.П., Головкина М. Н.
преподавателей английского языка:
Завирской И.В.
педагогов дополнительного образования:
Гайдуковой Е.В., Шарковой О.А.
зам.директора:
Олейниковой Л.П.
2. Возложить ответственность за проведение экскурсии «Страницы истории старинной гимназии» на педагога дополнительного образования Шаркову О.А.
3. Возложить ответственность за проведение экскурсии по музейной экспозиции «Иван Бунин: города, события, встречи» на педагога дополнительного образования Шаркову О.А., за создание и организацию мастер-класса «Художественное своеобразие цветописи в рассказах И. Бунина» на педагога дополнительного образования Шаркову О.А.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на зам. директора Е.Ю.Назарову
Сетевое взаимодействие и сотрудничество:
Автономная некоммерческая организация «Университетские образовательные округа»
Музей И. Бунина в Ельце
Мемориальный дом-музей И. Бунина в Ефремове
МБОУ СОШ №36 г. Липецка, школьный музей «Бунинская Россия»
Мемориальный Музей-Лицей
Гимназия аббатства Мариенштатт (Германия)
3. Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности.
· Программа по литературе с надпредметным модулем «Формирование государственности на Руси и духовно-нравственные идеалы модели правления»Розмыслова Л.В., Назарова Е.Ю.
· Шаркова О.А. Программы дополнительного образования: «Введение в музейное экскурсоведение»; «Старинный предмет в пространстве литературно-краеведческого музея»
· Розмыслова Л.В. Программы элективных курсов: «Импрессионизм как творческий метод Бунина: программа работы художественно-лингвистической лаборатории»; «Англо-американская литература: программа элективного курса по литературе»
· Назарова Е.Ю. Система интегрированных уроков «Социокультурная среда региона на уроке словесности (Храмовое строительство на Васильевском острове)»
· Гвоздева Н.В. Система уроков «Примите меня на работу!» (Мой речевой имидж): формирование и развитие коммуникативных компетенций на уроках английского языка в 10 – 11 классах
· Завирская И. В. Система уроков «Мир подростка и подросток в мире» (внеклассное чтение на английском языке в 5-7 классах)
· Назарова Е.Ю. «Методика проведения тематических словарных диктантов
«Культурно-историческая среда Петербурга»
(система текстов и презентаций)
4. Характеристика степени устойчивости результатов инновационной деятельности, транслируемость опыта (SWOT - анализ).
ВОЗМОЖНОСТЬ ОЭР
Внутренние ресурсы ОУ:
1. Профессиональная готовность педагогического коллектива. Новые педагогические технологии, программы и формы работы по созданию развивающей речевой среды, выработанные коллективом школы в 2011-2014 гг, могут иметь более широкое применение в конструировании информационно-образовательного пространства школы в целом.
2. Направленность системы воспитательной работы школы на развитие в учащихся личностных черт истинного петербуржца, обладающего культурно-исторической памятью, владеющего высоким уровнем речевой культуры и интеллигентного поведения. Именно в соответствии с освоенной образовательной парадигмой школы целесообразно осуществлять реализацию новых ФГОС - формирование универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных).
Внешние ресурсы ОУ:
Адресное расположение школы (исторический центр Санкт-Петербурга, вид на набережнуюлейтенант Шмидта, атмосфера петербургского городского ландшафта, вступающего в непосредственный "контакт" с обучающимися) и возможность освоения дополнительных учебных площадей.
НЕОБХОДИМОСТЬ ОЭР
Внутренние факторы:
1. Неоднородность состава учащихся. Сегодняшний контингент учащихся мало знаком со спецификой петербургской культуры и петербургского стиля поведения. Это в значительной степени определено и местонахождением школы (район, преимущественно застроенный в дореволюционную эпоху, обилие коммунальных квартир, массовое переселение в 80-90-х годах петербургской интеллигенции в «спальные» районы) и тем фактором, что в соответствии с существующим законодательством в школу, в заявительном порядке, могут быть приняты все желающие.
2. Расхождение критериальных норм хорошего и правильного выбора образовательного маршрута у участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей-предметников и учителей русского языка и литературы), непонимании социокультурной роли и ценности гуманитарного образования. В глобальном смысле - необходимость поиска решения проблем, связанных с развитием гуманитарной культуры в постиндустриальном информационном обществе.
Внешние, объективные факторы:
1. Необходимость сильного позиционирования ГБОУ № 27 в конкурентном окружении гимназий и школ гуманитарного профиля в Василеостровском районе.
2. Состояние культуры современного мегаполиса, общества, в котором утрачиваются маркеры национальной и духовной самоидентичности, забываются традиции, размываются представления о нравственных ценностях, таких, как честь, патриотизм, космополитизм, интеллигентность.Состояние современной речевой среды, характеризующейся, с одной стороны, обеднением, стандартизацией, проявляющаяся в неоправданном использовании варваризмов, жаргонизмов, просторечной лексики и т.д., а с другой стороны, увеличением личностного начала в речи, поисками новых средств выразительности и образности, что требует обращения к фонду петербургской языковой традиции.
5. Оценка и описание перспектив развития инновационной деятельности.
Работа над конкретизацией темы «Развивающая речевая среда» Освоение учащимися универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных) на основе создания арт-пространства «Непостижимый город».
Достижение личностных образовательных результатов обусловит оформление целостной, недискретной картины мира, а также углубление нравственных и культурных связей с городской средой, формирование жизненной позиции не потребителя, а создателя культурной среды своего города и страны. Овладение коммуникативнымиметапредметными УУД обеспечит социальную компетентность: учет позиции других участников диалога, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, построение продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Овладение регулятивнымиметапредметными компетентностями обеспечит поэтапное создание системного продукта познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, стимулирование волевой саморегуляциикак способности к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Важнейшие задачи в дальнейшем представляются:
1. Создание арт-пространства нового типа (интерактивных студий, площадок для проектной работы в малых группах, оборудованного лекционного зала, "салонов", соотнесённых с миром литературных героев), способствующего прочтению гуманитарных текстов.
2. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся в рамках этого арт-пространства, формирующая метапредметные УУД, призванная повысить мотивацию учащихся к учебному процессу.
3. Расширение информационно-образовательной и научно-методической среды школы, создающей возможность осознанной профессиональной ориентации, начинающейся с выбора дальнейшего образовательного маршрута.